Экспериментальная работа по формированию национального самосознания
С 2008—09 учебного года школа работает над экспериментальной программой по формированию национального самосознания. Была создана творческая группа в составе: Щанкиной Р. Ф.-учителя истории, Малькиной Л. И.-учителя мордовского языка и литературы, Тюрькиной В И .-учителя географии, Гагиной С.В.-библиотекаря, Шурыгиной Т. Т, Очкиной Л. С.-учителей начальных классов
На начальном этапе эксперимента был осуществлен анализ философской, социальной, психолого-педагогической литературы по выявлению проблем воспитания национального самосознания подростков, определен уровень и возрастной потенциал развития национального самосознания учащихся .
Изучен опыт работы школ по данной проблеме. Был разработан план работы на 2009-10 учебный год, целью которого было: воспитание патриотизма, национального самосознания через изучение истории, культуры и традиций мордовского народа. На заседаниях творческой группы были определены направления работы и механизм реализации программы.
Основное содержание материала |
Творческое задание |
Форма проведения |
История Мордовии |
Доклад, сообщение, сбор краеведческого материала,презентация |
Урок, тематическая экскурсия |
Образование Республики Мордовия. |
|
Классный час |
Образы идей Мордовии. (герб,флаг,гимн) |
Изображение мордовской символики с помощью различных видов прикладного искусства |
Внеклассное мероприятие. Кружковая работа. |
Саранск-столица республики. |
сочинение |
Тематическая экскурсия |
История села ,школы. |
Сбор краеведческого материала о Мамолаеве, Самозлейке, Лепьеве,Н.-_Толковке |
Экскурсия, кружковая работа. |
Моя родословная. |
Составление генеалогического древа. |
Кружковая работа, классный час. Работа над «Портфолио» |
Уроженцы Ковылкинского района -Герои Советского Союза. |
Доклад. Подготовка презентации |
Экскурсия в краеведческий музей г.Ковылкино. Комбинированный урок |
Ф.В.Сычков -певец земли мордовской. |
|
Экскурсия. Комбинированный урок. |
С.Д.Эрзя: жизнь и творчество. |
|
Экскурсия |
Религия: язычество, православие |
Сбор материала о языческих обрядах. |
Кружковая работа. |
Устное народное творчество |
Подбор сказок и пословиц о доброте и труде |
Комбинированный урок, внеклассное мероприятие. |
Пища как часть культуры народа. |
Составление меню из мордовской кухни |
Комбинированный урок. |
Мордовский костюм ,мордовская вышивка |
Изготовление моделей одежды из различных материалов |
Комбинированный урок, кружковая работа. |
Мордовская свадьба |
Разучить благопожелания, поздравления. |
Кружковая работа, внеклассное мероприятие. |
Туристические возможности Мордовии, Ковылкинского района. |
Разработка маршрута, презентация |
Комбинированный урок,экскурсия |
В 2009-10 учебном году продолжилась работа по практической реализации программы по формированию национального самосознания .
В рамках реализации программы были проведены следующие открытые уроки и внеклассные мероприятия: «В стране мордовских сказок»– Очкина Л С -4 класс. «Пища и старинная утварь мордвы «- Шурыгина Т. Т.-2 класс . « Вклад населения Мордовии и Ковылкинского района в Победу.»-Щанкина Р. Ф.-история 9класс, «Шачема крайняй ,кельгома крайняй!»-Малькина Л. И.-11 класс. В школе начал работу фольклорный ансамбль «Пайгоня». Готовится отчетное внеклассное мероприятие «Сире пингонь коеньке». Учащиеся школы принимают активное участие в районных и республиканских мероприятиях по истории, мокшанскому языку и мордовской литературе, творческие работы учащихся публикуются на страницах газеты «Голос примокшанья», «Якстерь тяштеня»
![]() |
Над формированием национального самосознания через мордовскую литературу работает библиотекарь Гагина Светлана Васильевна. |
Дети с большим удовольствием посещают фольклорный кружок "Пайгоня" руководителем которого является Тюрькина В .И.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Урок мордовской литературы учителю Малькиной Л.И. помогает вести ученица 11класса Купряшкина Юля | С большим интересом ученики второго класса слушали рассказ Шурыгиной Т. Т. о традиционной пище и старинной утвари мордвы. |