Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Экспериментальная работа. 2010-2015 гг.Программа экспериментальной работы Скачать
Программа экспериментальной работы
Тема эксперимента: «Этнокультурные традиции как источник духовно – нравственного воспитания учащихся»
Концепция эксперимента по теме «Этнокультурные традиции как источник духовно – нравственного воспитания учащихся»
Актуальность. Происходящие в современном обществе процессы обострили интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и этнической среде, к условиям формирования личности. Гуманизация общественной жизни и образования определили новые условия для развития личности с учетом ее индивидуальных особенностей, интересов и ценностных установок. Одним из определяющих факторов развития современного российского образования стал всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Всем ходом реформирования системы среднего образования в Российской Федерации подтверждается продуктивность учета особенностей региональных образовательных систем, обращение к народно-педагогическому наследию. Такая регионализация в контексте сохранения единого образовательного пространства страны приводит к определению новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных познавательных интересов учеников происходит путем погружения в этнокультуру, приобщения к российским и мировым ценностям цивилизации. Подобный подход определяет инварианты современной педагогической системы, указывающие пути и возможности ее реализации на региональном уровне. Глобализационные процессы современной общественной жизни, усугубленные социально-политическим и экономическим кризисом, трансформацией нравственных ориентиров, также актуализируют поиск источников, повышающих и стабилизирующих духовно нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей, иерархизирующих пространство нравственности. Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к духовно - нравственным нормам. В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач, содержания духовно- нравственного воспитания получила широкое развитие. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, А.С.Макаренко И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и другие. В современной отечественной педагогике духовно - нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, И.А.Липкина, Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская и др.). Ученые среди основных функций духовно-нравственного воспитания называют Между целями и задачами духовно - нравственного воспитания и практическим их воплощением в современном обществе существует ряд противоречий. Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось бы духовно - нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении ослабляют роль гуманитарных аспектов общественной жизни, что влечет за собой потерю значимости категории нравственности. Очевидна необходимость преодоления противоречия современной общественной жизни, обусловленного тем, что школьники в силу специфики возраста ориентируются на нравственный идеал, достойный подражания, но потоки современной псевдокультуры искажают представления о духовной нравственности и формируют в сознании детей иллюзорные суррогатные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач. Противоречивой оказывается ситуация и в самой педагогической науке. Советская педагогика, интернационализируя процесс духовно нравственного воспитания, недостаточно полно использовала в воспитательном процессе этнокультурные традиции, кризис невостребованности которых привел к упущениям в области формирования гражданского сознания и национального самосознания. Между тем, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности. Объект эксперимента: процесс духовно - нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы. Предмет эксперимента: мордовские этнокультурные традиции в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся. Цель эксперимента: теоретически разработать и практически апробировать систему духовно-нравственного воспитания в школе на основе этнокультурных традиций мордовского народа. В качестве гипотезы эксперимента послужило предположение о том, что духовно-нравственное воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций будет эффективным, если: · усвоение учащимися гуманистических ценностей в организуемой учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи и адекватности общечеловеческим нравственным ценностям; · этнический компонент содержания духовно-нравственного воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур; · приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с развитием способности детей понимать себя и другого человека в качестве субъекта этнокультуры; · включение учащихся в разнообразные виды деятельности становится отправной точкой для деятельностного освоения пространства народной культуры. Задачи эксперимента: · Определить специфику духовно-нравственного воспитания младших школьников. · Изучить возможности и пути использования мордовских этнокультурных традиций в работе начальной школы по нравственному воспитанию учащихся. · Выявить педагогические условия, обеспечивающие нравственное воспитание школьников через их приобщение к этническим традициям. Новизна эксперимента заключается в следующем: рассмотрении сущности и содержания духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе их приобщения к традициям и этнокультуре; выявлении воспитательного потенциала мордовских народных традиций в формировании личности школьника в процессе привития ему духовно-нравственных представлений и норм; определении и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся через их деятельностное приобщение к этнокультурным традициям. Теоретическая значимость эксперимента. Теоретически и экспериментально обоснованы методы и особенности процесса формирования нравственной культуры учащихся на мордовских народных традициях. Результаты проведенной работы позволят осуществлять аналогичный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся в процессе их приобщения к ценностям морали и культуры других этносов; будут способствовать разработке вопросов методологии воспитания школьников разных звеньев образовательной цепи на основе этнокультурных традиций; составят основу для обобщающих научных представлений о роли этнических традиций в понимании культуры не только своего, но и других этносов. Практическая значимость эксперимента состоит в создании возможностей использования духовно-нравственного потенциала народной культуры в учебно-воспитательном процессе, предполагающем приобщение младших школьников к ценностям морали и культуры; практически значимыми являются способы введения этнокомпонента в содержание школьного образования Методологической основой эксперимента являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему духовно-нравственного воспитания, современные этноисторические концепции развития культуры и образования, положения об этнической культуре и ее воспитательных возможностях, этнопедагогическая концепция воспитания и образования Источниками эксперимента являются фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, о формировании личности в контексте национальной культуры (Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, А.А.Леонтьев, Л.В.Неретина); научные, публицистические, архивные, полевые материалы по мордовской этнологии, этнопедагогике и фольклору.. Основные этапы эксперимента: Первый этап - теоретический анализ философской, историко-этнографической, психолого-педагогической литературы по теме исследования. Второй этап - разработка методики экспериментального исследования, первичная проверка и уточнение гипотезы, проведение констатирующего эксперимента. Третий этап - проведение и завершение формирующего эксперимента, систематизация и теоретическое обобщение результатов исследования, оформление диссертации. Методы эксперимента. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений используется комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ этнологической, психологической, педагогической литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); изучение и анализ педагогической деятельности; праксиметрические методы (сочинения, анкетирование); моделирование; констатирующий и формирующий эксперименты.
Панжада урок "Тячи тага пялонк инжикс састь: кизось, тялось, сёксесь и тундась" скачать Встреча с народной умелицей скачать Презентация ко Дню славянской письменности скачать Презентация "Шачема ширсь" скачать Презентация "Кизоть пингонза" скачать
|
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||