Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя в группе продлённого дня МБОУ "Мамолаевская средняя общеобразовательная школа"Цаплиной В.А. на тему "Воспитание у школьников творческой самостоятельности в процессе самоподготовки".
Одним из ведущих видов познавательной деятельности для учащихся в группе продлённого дня является самоподготовка. Это одна из форм организации учебного процесса. С её помощью у детей формируется положительное отношение к учёбе. Тема, над которой я работаю не первый год, актуальна, значима для педагогической практики. Значимость проблемы заключается в воспитании у школьников творческой самостоятельности в процессе выполнения домашних заданий. На самоподготовке использую творческий подход при закреплении, повторении материала, в результате которого вырабатываются внимание, мышление, речь детей, совершенствуются психологические процессы. Трудолюбие, упорство в достижении цели, способность и готовность учащихся к самостоятельному познанию, потребность и желание "открывать" новое, активность и другие качества прививаю в процессе учебной деятельности. Концептуальность в работе группы продлённого дня заключается в совершенствовании образовательно-воспитательной системы и выдвигает принцип разновариантности (индивидуальный, групповой, коллективный), что позволяет конструировать воспитательный процесс. Так, подходя к организации индивидуальной работы, я изучаю интересы ребёнка, его способности усвоения учебного материала, отношения к учебным заданиям, специфику его семейного воспитания, уровня воспитанности. В процессе выполнения домашних заданий темп различен, что определяется индивидуальными особенностями детей. В связи с этим, я всегда имею дополнительный дидактический развивающий материал (ребусы, лото и т.д.), тем самым стимулирую творческое отношение к выполнению домашних заданий. Часто в группу приходят дети, не имеющие навыков самостоятельной работы, тогда моя задача сводится к привитию навыков учебной работы. Оказываю помощь, поощряю каждого из них даже за малые успехи, стараюсь убедить, что ему по силам преодолевать посильные трудности, и что он может учиться не хуже других. Для формирования навыков самооценки, приучаю ребёнка прочитать, что написал, ответить на вопросы в конце статьи по чтению. Взаимоконтроль способствует развитию ответственности, требовательности к себе, умению анализировать результаты своей работы. Используя задания на сообразительность, развитие логического мышления применяю игровые моменты, способствующие качественному выполнению домашних заданий. Такими видами работы являются: брей-ринг, минутки смекалки и т.д. Данные задания позволяют детям вспомнить нужную орфограмму, решить задачу, ответить на вопросы. В группе есть дети, которые обладают сильным интеллектуальным потенциалом. Это учащиеся с ярко выраженными умственными способностями, широкими познавательными интересами, любознательностью, высокой мотивацией к учебной деятельности. Чтобы сильные ученики помогали слабым организую взаимопроверку, которая повышает взаимоответственность и качество знаний. Игры: " Подскажи словечко", "Проверь Угадайку", "Помоги Незнайке" и т. д. помогают лучше усвоить и закрепить знания, полученные на уроке. Коллективная деятельность требует, с одной стороны, объединения усилий группы детей, а с другой - определённого разделения труда, регулирования отношений взаимной ответственности и зависимости, контроля над деятельностью самими детьми. Исходя из собственного опыта, стараюсь, чтобы учебная деятельность детей была полезной, привлекательной, радостной, необходимой, целесообразной. Поэтому при проведении коллективных игр: "Самый умный", "Две звезды", " Умники и умницы" я опираюсь на индивидуальные особенности детей. Использование игр оживляет работу группы, вносит элемент занимательности. Игра даёт возможность, переключится с одного вида деятельности на другой, тем самым снимает усталость, утомляемость. Дети узнают много полезного. Игры, построенные на материале различной степени трудности , дают мне возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем подготовки. Опыт показывает, что методика коллективной творческой деятельности наиболее эффективна, целесообразна в младшем школьном возрасте, поскольку она соответствует их особенностям, таким как стремление к игре, фантазии, желании сотрудничать с взрослыми. Я делаю вывод, что у детей, которые выполняют домашние задания в школе, повышается требовательность к себе, умение работать со справочным материалом, усидчивость, прилежание, самостоятельность.