Публичное
представление собственного инновационного педагогического опыта учителя
русского языка и литературы МБОУ«Мамолаевская средняя общеобразовательная
школа» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Какнаевой Любови Васильевны
В
1988 году я окончила филологический факультет МГУ имени Н.П. Огарева по
специальности «Учитель русского языка и литературы, мордовского языка и
литературы».
В качестве учителя русского языка и литературы МБОУ«Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» работаю с 1988 года.
Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и
раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им,
разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их
запросов и интересов.
Уникальность учителя, разумеется, заключается в том, что он
одновременно преподает и воспитывает. В своей работе стараюсь придерживаться
золотого правила нравственности: «Обучай воспитывая, воспитывай обучая»
Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение
нескольких лет –
«Использование
компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы».
Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность и
перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в
последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования,
современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в
президентской инициативе «Наша новая школа».
Моя задача – пробудить интерес детей к учебной
деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как
программного, так и дополнительного материала. Проведение уроков разных типов
мне в этом помогает.
Концептуальность
(своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Своеобразие и новизна
предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных типов
урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности,
предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала,
заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный
потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что
использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим
перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Наличие
теоретической базы опыта.
Над проблемой «Проведение
уроков разных типов в условиях модернизации образования» я работаю с 2009 года.
За это время у меня накопился достаточный теоретический материал, который я
использую при подготовке к урокам.
Из всего многообразия
современных типов урока предпочтение отдаю таким как:
.
Ведущая
педагогическая идея.
Ведущей педагогической
идеей является проведение современных типов урока с целью развития
интереса к русскому языку и литературе. Как учитель, я стремлюсь к созданию
системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий
и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.
Разумеется, в моей
практике используются и другие типы уроков. Это - уроки
пресс-конференции, уроки-диалоги, уроки-аукционы, межпредметные уроки, уроки
взаимного обучения учащихся, уроки - творческие отчеты, уроки-конкурсы и
многие другие. Их главная цель - возбуждение и удержание интереса учащихся к
учебному труду, достижение которой обычно связывается с той или иной степенью
импровизации учителя на уроке.
Оптимальность
и эффективность средств.
Немаловажную роль в
приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной
деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и
средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую
ИКТ.
Внедрение ИКТ на уроках
русского языка и литературы помогли мне реализовать идею развивающего обучения,
повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить
объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних
заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне
вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и
литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает
достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы
по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
Для меня компьютер на
уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и
интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы,
сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся.
Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество
познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном
режиме.
Открытые уроки разных типов с
применением ИКТ провожу для учителей школы и города. Вот несколько из
них: Сочиняем сказки сами (урок развития
речи в 5 классе), «Подготовка к
сочинению - описанию картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок развития
речи в 5 классе), « Его величество Наречие!» в 7 классе » (урок обобщения и
систематизации знаний), «Обособленные
обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными
деепричастиями» (урок обобщения и систематизации знаний), Идея домашнего очага в романе М.Булгакова «Белая гвардия» (урок – семинар в 11 классе)и др.
Результативность
опыта.
Проводимая мною работа
позволяет получать следующие результаты:
В 2007/2008 учебном году подготовила победителя во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех»
В 2010/2011 учебном году
подготовила победителя во
всероссийском конкурсе «Русский
медвежонок – языкознание для всех»
В 2008/2009 учебном
году подготовила победителя республиканского конкурса изложений «Рассказ
ветерана» в 10 классе.
Я и сейчас в поиске
новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых
приёмов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на
уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников,
формируют умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои
знания.
|