Современная
жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию
и воспитанию молодежи.
Что
такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот
вопрос. Одним из распространенных определений этой категории является понятие о
воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения к другому,
подрастающему, о формировании у молодежи определенных знаний и умений, о
способности принять эти знания на практике.
В
последние годы на смену этому понятию о воспитании пришло другое: воспитание -
это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И. Лийметс)
В
настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные
проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества.
Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит
дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада:
сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта
ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем
свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными
проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
В
то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось
количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных
внешне, но предоставленных самим себе.
Все
это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в
рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием
детей, - школы.
Школа
должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы
по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как
идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания: |