Программа
экспериментальной работы
Тема
эксперимента: «Этнокультурные традиции
как источник
духовно – нравственного
воспитания учащихся.
Руководитель
эксперимента: Ломакина Л.С. зам директора
по УР МОУ
«Мамолаевская средняя общеобразовательная
школа»
Ковылкинского
муниципального района.
Мамолаево
2010
Концепция
эксперимента по теме «Этнокультурные
традиции как источник духовно –
нравственного воспитания учащихся»
Актуальность.
Происходящие в современном обществе
процессы обострили интерес к развитию
человека в конкретной социокультурной
и этнической среде, к условиям формирования
личности. Гуманизация общественной
жизни и образования определили новые
условия для развития личности с учетом
ее индивидуальных особенностей, интересов
и ценностных установок. Одним из
определяющих факторов развития
современного российского образования
стал всесторонний учет этнорегиональных
особенностей в системе обучения и
воспитания подрастающего поколения.
Всем ходом реформирования системы
среднего образования в Российской
Федерации подтверждается продуктивность
учета особенностей региональных
образовательных систем, обращение к
народно-педагогическому наследию.
Такая
регионализация в контексте сохранения
единого образовательного пространства
страны приводит к определению новой
образовательной парадигмы, в рамках
которой обеспечение высокого уровня
образования, общей культуры, развития
интеллекта, удовлетворения личностных
познавательных интересов учеников
происходит путем погружения в этнокультуру,
приобщения к российским и мировым
ценностям цивилизации. Подобный подход
определяет инварианты современной
педагогической системы, указывающие
пути и возможности ее реализации на
региональном уровне.
Глобализационные
процессы современной общественной
жизни, усугубленные социально-политическим
и экономическим кризисом, трансформацией
нравственных ориентиров, также
актуализируют поиск источников,
повышающих и стабилизирующих духовно
нравственные нормативы общественной
жизни, регулирующих основы жизнедеятельности
людей, иерархизирующих пространство
нравственности.
Школа
как социальный институт общества может
внести существенный вклад в формирование
ценностного отношения подрастающего
поколения к духовно - нравственным
нормам.
В
педагогической теории и практике
проблема сущности, цели, задач, содержания
духовно- нравственного воспитания
получила широкое развитие. Важность
нравственного воспитания подчеркивали
в своих работах Я.А.Коменский, А.С.Макаренко
И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский
и другие. В современной отечественной
педагогике духовно - нравственное
воспитание рассматривается как процесс
превращения социально значимых требований
общества во внутренние стимулы личности
(Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, И.А.Липкина,
Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская
и др.).
Ученые
среди основных функций духовно-нравственного
воспитания называют включение учащихся
в различные виды деятельности и в
систему общественных отношений,
передачу социального опыта новому
поколению, внесение в его сознание
мировоззренческих идей, знаний о
моральных принципах и нормах,
формирование ценностных ориентации
(Р.Г.Амосова, О.С.Богданова, Г.В.Вершинина,
А.И.Каиров и др.). Особенности духовно
- нравственного воспитания учащихся
рассматриваются в работах Л.И.Божович,
Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.С.Мухиной,
Д.Б.Эльконина и др
Между
целями и задачами духовно - нравственного
воспитания и практическим их воплощением
в современном обществе существует ряд
противоречий.
Одно
из них касается социального аспекта
воспитания и выражено в падении прежних
и отсутствии новых идеологических норм,
на основе которых формировалось бы
духовно - нравственное сознание
подрастающего поколения. Технократические
тенденции в человеческом сознании и
мышлении ослабляют роль гуманитарных
аспектов общественной жизни, что влечет
за собой потерю значимости категории
нравственности.
Очевидна
необходимость преодоления противоречия
современной общественной жизни,
обусловленного тем, что школьники в
силу специфики возраста ориентируются
на нравственный идеал, достойный
подражания, но потоки современной
псевдокультуры искажают представления
о духовной нравственности и формируют
в сознании детей иллюзорные суррогатные
приоритеты, что затрудняет выполнение
педагогических задач.
Противоречивой
оказывается ситуация и в самой
педагогической науке. Советская
педагогика, интернационализируя процесс
духовно нравственного воспитания,
недостаточно полно использовала в
воспитательном процессе этнокультурные
традиции, кризис невостребованности
которых привел к упущениям в области
формирования гражданского сознания и
национального самосознания. Между тем,
задача воспитания гражданина и патриота,
знающего и любящего свою Родину, свою
малую родину, свой народ не может быть
выполнена без приобщения к духовным
богатствам своего народа. Особенностью
народной культуры является то, что в
условиях постоянно меняющихся исторических
ситуаций, уклада общественной жизни
она не подвержена коренной трансформации,
она стабильна благодаря вековому отбору
жемчужин народной мудрости. Поэтому
этнокультура - это и источник обновления
содержательной основы современного
воспитания, и традиционное этническое
средство формирования личности.
Объект
эксперимента: процесс духовно -
нравственного воспитания учащихся
общеобразовательной школы.
Предмет
эксперимента: мордовские этнокультурные
традиции в процессе духовно-нравственного
воспитания учащихся.
Цель
эксперимента: теоретически разработать
и практически апробировать систему
духовно-нравственного воспитания в
школе на основе этнокультурных традиций
мордовского народа.
В
качестве гипотезы эксперимента
послужило предположение о том, что
духовно-нравственное воспитание учащихся
на основе этнокультурных традиций будет
эффективным, если:
усвоение
учащимися гуманистических ценностей
в организуемой учителем деятельности
базируется на принципах национальной
идеи и адекватности общечеловеческим
нравственным ценностям;
этнический
компонент содержания духовно-нравственного
воспитания, реализуемый в
учебно-воспитательном процессе
школы, стимулирует развитие и становление
представлений о своей принадлежности
к этнокультуре и о месте этой культуры
в ряду других этнических культур;
приобщение
учащихся к этнокультурным традициям
сочетается с развитием способности
детей понимать себя и другого человека
в качестве субъекта этнокультуры;
включение
учащихся в разнообразные виды деятельности
становится отправной точкой для
деятельностного освоения пространства
народной культуры.
Задачи
эксперимента:
Определить
специфику духовно-нравственного
воспитания младших школьников.
Изучить
возможности и пути использования
мордовских этнокультурных традиций в
работе начальной школы по нравственному
воспитанию учащихся.
Выявить
педагогические условия, обеспечивающие
нравственное воспитание школьников
через их приобщение к этническим
традициям.
Новизна
эксперимента заключается в следующем:
рассмотрении сущности и содержания
духовно-нравственного воспитания
учащихся в процессе их приобщения к
традициям и этнокультуре;
выявлении
воспитательного потенциала мордовских
народных традиций в формировании
личности школьника в процессе привития
ему духовно-нравственных представлений
и норм;
определении
и экспериментальном обосновании
педагогических условий, обеспечивающих
эффективность духовно-нравственного
воспитания учащихся через их деятельностное
приобщение к этнокультурным традициям.
Теоретическая
значимость эксперимента.
Теоретически
и экспериментально обоснованы методы
и особенности процесса формирования
нравственной культуры учащихся на
мордовских народных традициях. Результаты
проведенной работы позволят осуществлять
аналогичный подход к духовно-нравственному
воспитанию учащихся в процессе их
приобщения к ценностям морали и культуры
других этносов; будут способствовать
разработке вопросов методологии
воспитания школьников разных звеньев
образовательной цепи на основе
этнокультурных традиций; составят
основу для обобщающих научных представлений
о роли этнических традиций в понимании
культуры не только своего, но и других
этносов.
Практическая
значимость эксперимента состоит в
создании возможностей использования
духовно-нравственного потенциала
народной культуры в учебно-воспитательном
процессе, предполагающем приобщение
младших школьников к ценностям морали
и культуры; практически значимыми
являются способы введения этнокомпонента
в содержание школьного образования
Методологической
основой эксперимента являются
отечественные и зарубежные теории,
концепции, раскрывающие проблему
духовно-нравственного воспитания,
современные этноисторические концепции
развития культуры и образования,
положения об этнической культуре и ее
воспитательных возможностях,
этнопедагогическая концепция воспитания
и образования
Источниками
эксперимента являются фундаментальные
положения о единстве личности и
деятельности, о формировании личности
в контексте национальной культуры
(Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков,
В.М.Григорьев, А.А.Леонтьев, Л.В.Неретина);
научные, публицистические, архивные,
полевые материалы по мордовской
этнологии, этнопедагогике и фольклору..
Основные
этапы эксперимента:
Первый
этап - теоретический анализ философской,
историко-этнографической,
психолого-педагогической литературы
по теме исследования.
Второй
этап - разработка методики экспериментального
исследования, первичная проверка и
уточнение гипотезы, проведение
констатирующего эксперимента.
Третий
этап - проведение и завершение формирующего
эксперимента, систематизация и
теоретическое обобщение результатов
исследования, оформление диссертации.
Методы
эксперимента. Для решения поставленных
задач и проверки исходных положений
используется комплекс взаимодополняющих
методов исследования, адекватных его
предмету: анализ этнологической,
психологической, педагогической
литературы; наблюдение (прямое, косвенное,
включенное); изучение и анализ
педагогической деятельности;
праксиметрические методы (сочинения,
анкетирование); моделирование;
констатирующий и формирующий эксперименты.
Утверждаю
директор
МОУ «Мамолаевскаяская средняя
общеобразовательная школа»
Н.И.Макеева
Мероприятия
по
реализации эксперимента по теме
«Этнокультурные традиции как источник
духовно – нравственного воспитания
учащихся»
Содержание
|
Сроки
выполнения
|
Этап
№ 1 Организационно-аналитический
|
Обсуждение
и решение на педагогическом совете
вопроса о целесообразности создания
экспериментальной площадки на базе
школы.
|
31
августа 2010 года
|
Создание
Совета эксперимента и его деятельность
по подготовке концепции и программы
эксперимента.
|
сентябрь
2010 года
|
Изучение
соответствующей литературы по теме
эксперимента: «Этнокультурные
традиции как источник духовно –
нравственного воспитания учащихся»
|
2010,
2011 годы
|
Этап
№ 2 Внедренческий
|
Разработка
нормативно-правовых локальных актов
по модели «Социокультурный комплекс»
на договорной основе.
|
2010
год
|
Организация
теоретических и практических семинаров
по изучению этнокультурных традиций.
|
2010
– 2012 годы
|
Отработка
схемы взаимодействия творческих
групп.
|
2010
– 2011 годы
|
Ведение
дневника экспериментальной работы.
|
2010-2011
годы
|
Практическое
внедрение этнокультурных традиций в
учебно-воспитательный процесс.
|
2011-2015
годы
|
Этап
№3 Информационно-аналитический
|
Оформление
результатов эксперимента.
|
2015
год
|
Подготовка
текстов докладов к научно-практическим
конференциям, педсоветам.
|
ежегодно
|
Серия
публикаций в периодических изданиях.
|
ежегодно
|
Размещение
разработок по ОЭР на школьном сайте.
|
постоянно
|
Выступления
на педсоветах.
|
ежегодно
|
Издание
методического пособия, дидактических
материалов.
|
2010-2015
годы
|
скачать презентацию можно здесь
|